Орфографическое проговаривание в начальной школе как способ повышения
грамотного письма
Знаете ли вы, сколько правил русского языка должен
выучить каждый школьник, чтобы грамотно писать? В справочниках содержатся около
300 правил орфографии и 100 правил пунктуации. Многовато, вам не кажется? Не
все взрослые, не то, что дети с этим справятся.
Психологи говорят, чтобы лучше запомнить, нужно задействовать
различные виды памяти. В своей практике мы обычно нажимаем на зрительную и
слуховую. Но ведь это еще не все ресурсы нашей памяти. А почему бы не использовать
речемоторную, эмоционально-образную, кинестетическую, тактильную памяти?
Изучение феномена «природной
грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле не
дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов, природная
грамотность - не что иное, как автоматизированное «письмо по памяти», а
не «по правилам». В его основе лежат не правилосообразные орфографические
действия, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие
орфографической норме. Из этого следует, что если учащимся постоянно предлагать
тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание
слов через моторику произношения. Впервые этот метод подробно описал педагог
Петр Семенович Тоцкий. Многолетняя практическая деятельность позволила П.С.
Тоцкому сделать вывод о том, что «необходимо, начиная с начальной школы,
развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения».
Проще говоря, ребёнку нужно раз и навсегда усвоить
себе правило: глазами слово подцепить, языку передать, а
язык руке продиктует. Конечно, всё это при участии
головы, без неё никак нельзя. Без шуток, правда-правда,
голова точно нужна.
Давайте разберёмся. Ученик читает слова: «который», «ненастный». Что у него при беглом чтении получается? «Каторый»? «Нинасный»? Не так ли? Ага, что слышим, то и пишем – вот вам и ОРЗ начинается ( ошибочное рецидивное заболевание). Но если включить в работу орфографическое чтение и зафиксировать глазами и ушами, по слогам, – «ко-то-рый», «не-наст-ный», то ошибок точно не будет.
На уроках чтения я всегда призывала ребят читать быстрее, показывала им упражнения по развитию техники чтения, а вот на уроке русского языка, начиная с третьего класса, когда ребята уже грамотно и бегло читают,происходило всё наоборот: просила, чтобы читали медленно, почти по слогам. И чтобы, работая в тетрадках, сами себе под нос нашёптывали по слогам: не-наст-ный… ко-то-рый…
Я старалась с ребятами довести орфографическое чтение до автоматизма, следуя методике П.С. Тоцкого. Если верить П.С.Тоцкому ( а почему бы и не поверить, проверив? ), безграмотных людей не бывает, надо только знать, как научиться быть грамотным.
Давайте разберёмся. Ученик читает слова: «который», «ненастный». Что у него при беглом чтении получается? «Каторый»? «Нинасный»? Не так ли? Ага, что слышим, то и пишем – вот вам и ОРЗ начинается ( ошибочное рецидивное заболевание). Но если включить в работу орфографическое чтение и зафиксировать глазами и ушами, по слогам, – «ко-то-рый», «не-наст-ный», то ошибок точно не будет.
На уроках чтения я всегда призывала ребят читать быстрее, показывала им упражнения по развитию техники чтения, а вот на уроке русского языка, начиная с третьего класса, когда ребята уже грамотно и бегло читают,происходило всё наоборот: просила, чтобы читали медленно, почти по слогам. И чтобы, работая в тетрадках, сами себе под нос нашёптывали по слогам: не-наст-ный… ко-то-рый…
Я старалась с ребятами довести орфографическое чтение до автоматизма, следуя методике П.С. Тоцкого. Если верить П.С.Тоцкому ( а почему бы и не поверить, проверив? ), безграмотных людей не бывает, надо только знать, как научиться быть грамотным.
Но чтобы орфографическое написание слов у ребенка
действительно дошло до автоматизма, и чтобы запас этих слов был как можно
богаче, “…необходимо возможно больше упражнений в правильном письме”, и первым
важнейшим из таких упражнений является списывание.
Важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый
текст как до начала письма, так и во время записи текста, что обусловлено самим
механизмом перехода внутренней речи в письменную. Это первое и наиважнейшее
требование, предъявляемое к списыванию.
Вывод
Я считаю, что орфографическое чтение необходимо применять при обучении
детей чтению и письму не только в младших классах, но также и в среднем звене.
Необходимо использовать все методы, приемы и формы обучения детей, чтобы
будущее поколение выросло грамотным, высокообразованным и интеллектуально
развитым. Если систематически использовать на каждом уроке орфографическое чтение,
то можно быть уверенным, что это принесет свои плоды.
Этот метод замечательный,
опробован давно, диссертации по нему написаны. Почему же он не внедряется в школах
повсеместно? Причина проста. Практикующие педагоги, которые хоть раз пробовали
заниматься с учениками таким образом, знают, что орфографическое чтение -
занятие не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по
слогам дыхание сбивается и дети начинают непроизвольно зевать. Это значит, что
для подобных упражнений нужны небольшие тексты. Небольшие, но насыщенные
трудными словами. Иначе какой смысл! А где взять такие тексты? Вот. То-то и
оно. Подходящих очень мало. А специально тексты для орфографического чтения
трудно отыскать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий